143964, МО, г. Реутов, ул. Железнодорожная, д. 21

Круглый стол: битумные эмульсии

Битумные эмульсии

На вопросы отвечали:

В.В. Купреенко, директор направления битумных технологий и строительной химии,
ООО «КОРРУС-Техникс»;

 


IMG_8814.JPG

1 Какие битумные эмульсии и компоненты для их производства предлагает ваша компания?

В.В. Купреенко (ООО «КОРРУС-Техникс») – Наша компания является официальным представителем Итальянской фабрики StarAsphalt, которая занимается производством дорожно-строительной и строительной химии. StarAsphalt является одним из мировых лидеров в сфере производства химических добавок для дорожного строительства. Мы поставляем различные виды химических добавок, в том числе продукты для производства битумных эмульсий. Основными продуктами здесь, конечно же, являются эмульгаторы STARACID, без которых произвести битумную эмульсию не возможно. Эмульгаторы бывают двух типов - анионные и катионные для производства стандартных и специализированных битумных эмульсий, а так же различаются по скорости распада произведенной эмульсии, на такие стандартные как быстрые, средние и медленные, и специального применения, такие как сверхбыстрые и сверхмедленные. Эмульгаторы добавляются в емкость приготовления водной фазы на эмульсионной установке. Дозировка зависит от типа и рецепта производимой эмульсии, от типа эмульгатора и рассчитывается от веса готовой эмульсии. Высокое качество эмульгаторов STARACID, позволяет без труда подобрать эмульгатор и рецепт для самых специальных эмульсий, чтобы получить требуемую скорость распада. Отличительными особенностями эмульгаторов STARACID является низкая дозировка, по сравнению с аналогами и высокое качество. Помимо эмульгаторов, мы поставляем и другие различные добавки для битумных эмульсий:
- Катионные и анионные латексы STARLATEX, которые модифицируют битумную эмульсию, придавая ей большую эластичность, улучшая такие характеристики, как пенетрация, устойчивость, однородность и др. Латексы используются в производстве эластомерных и модифицированных эмульсий.
- Разжижитель STARFLUX для битумной эмульсии, который добавляется в битум до стадии эмульгирования, чтобы уменьшить вязкость битума и облегчить процесс эмульгирования. К слову, как показал опыт применения, специализированный разжижитель значительно лучше керосина и солярки, которыми традиционно разжижают битум в нашей стране, подходит для производства битумных эмульсий, он не изменяет когезионные свойства битума и позволяет поддерживать очень стабильное качество конечной эмульсии.
- Гелеобразующая добавка EMULGEL для увеличения вязкости эмульсий, позволяет увеличивать срок хранения и службы эмульсии, а также помогает не стекать с наклонных и вертикальных поверхностей при специальных видах работ, например при гидроизоляции.
- Регулятор кислотности битума STARPITCH для производства анионных эмульсий.
- Добавка для уменьшения пенообразования при приготовлении или хранении битумных эмульсий ANTI FOAM, которая помогает решить проблему избыточной пены.
- Добавка EMULSTAB для повышения стабильности битумных эмульсий при хранении и транспортировке.
- Адгезионные добавки STARDOPE, увеличивающие адгезию к инертным материалам. Перечень адгезионных добавок, которые производит фабрика очень широкий и включает в себя, помимо традиционных адгезионных добавок, уникальные, универсальные силановые добавки. Такие добавки основаны на кремнеорганических соединениях, дозировка которых начинается от 0,01% от массы битума, а сила и количество химических соединений, которые они образуют в разы больше, чем у традиционных.

2 Какими документами (методическими рекомендациями), в которых подробно изложена технология применения и дозирования эмульгаторов и добавок, можно воспользоваться для приготовления битумных эмульсий с заданными свойствами? Занимаетесь ли вы разработкой рецептур битумных эмульсий?

В.В. Купреенко (ООО «КОРРУС-Техникс») – Так как количество поставляемых нами добавок достаточно большое и даже определенного типа присадки обладают широким разнообразием, более того многие из наших добавок настолько индивидуальны и уникальны, что даже отсутствует описание необходимости их применения в нормативной документации и их использование относится к категории ноу-хау, то на каждую марку нашей добавки у нас есть технический бюллетень с полным описанием технологии применения того или иного продукта, с необходимыми дозировками и контрольными параметрами и характеристиками. Но нюансов приготовления битумных эмульсий в каждом конкретном случае великое множество, поэтому мы создали службу технологического сопровождения проектов связанных с производством битумных эмульсий, в рамках данного сопровождения мы осуществляем консультационные услуги с непосредственными выездами наших технологов на объект, а когда и этого бывает недостаточно для получения качественного результата, то в поддержку данной службы мы осуществляем подбор составов требуемых битумных эмульсий в условиях собственной лаборатории, созданной на базе одного из наших подразделений.

3 Требования к показателям физико-механических свойств катионных битумных эмульсий, прописанные в ГОСТ Р 55220-2013, отличаются от норм, приводимых в ГОСТ Р 52128–2003? Например, условная вязкость в первом документе дается при 40 °С, во втором — при 20 °С. Насколько оправданы такие изменения?

В.В. Купреенко (ООО «КОРРУС-Техникс») – На мой взгляд, революционных изменений в плане именно условной вязкости не наблюдается, понять разность температур вполне возможно исходя из критерия практического применения, так как рекомендуемая температура хранения битумной эмульсии как раз составляет 40 °С, то есть сделан дополнительный шаг, приближающий нас к реальной жизни. Что действительно важно и имеет коренное значение, так это определение класса эмульсии по индексу распада в более новом ГОСТ 55220-2013, которое является более точным и приближенным так сказать к нашей дорожно-строительной жизни, хотя данный термин к нам и пришел из западных стандартов и считается что мы его переняли, но если окунуться в историю вопроса, то мы увидим, что в нашей отечественной практике определение класса эмульсии по скорости распада при смешивании с кварцевым порошком (для катионных эмульсий) и с цементом (для анионных эмульсий) имело место быть еще на заре битумно-эмульсионных технологий и нормировалось например такими документами как ГОСТ 18659-73 "Эмульсии дорожные битумные" и ВСН 115-75 "Технические указания по приготовлению и применению дорожных эмульсий" и в данном плане мое мнение, что мы так сказать вернулись к истокам "на круги своя", которые уже в то время давали нам весь необходимый инструментарий для достижения современного уровня качества, и я рекомендую профессионалам отрасли приглядеться и обратить пристальное внимание именно к этим нормативным документам, где многие смогут найти решение большого количества проблемных моментов. Во всем же остальном, как например изменение названий, вместо ЭБК →ЭБДК все изменения в новом ГОСТе не существенны.

4 Для разных дорожных работ (подгрунтовка, ямочный ремонт, стабилизация грунтов, пропитка и т.д.) приходится использовать эмульсии разных марок: для одних — быстрораспадающиеся, для других — среднераспадающиеся, для третьих — медленнораспадающиеся. В каких случаях и какими способами можно модифицировать имеющуюся эмульсию под другую задачу, с тем чтобы каждый раз не изготавливать и не завозить новую эмульсию?

В.В. Купреенко (ООО «КОРРУС-Техникс») – Изменение класса эмульсии после ее изготовления действительно возможно, но к сожалению практически не имеет значения в силу не рентабельности, так как для того чтобы поменять скорость распада уже готовой эмульсии необходимо сначала сделать сверхстабильную медленнораспадающуюся эмульсию, самую дорогую по себестоимости, и потом введением в нее дополнительных компонентов корректировать время распада, что делает данные продукт значительно дороже нежели если бы сразу изготовили требуемую эмульсию под конкретную задачу. Еще одним способом изменения класса готовой эмульсии, который пока находил только экспериментальное применение является отстаивание готовой эмульсии в вертикальной колоне и отбор на разной высоте продукта с разным по размерам однородным помолом битумных частиц, как правило самые маленькие и легкие частицы находятся в верхней зоне, а значит эта эмульсия является самой стабильной и медленнораспадающейся, скорость распада и помол частиц увеличивается чем ниже зона отбора продукта в этой колоне отстаивания. Что действительно находит применение в практике, но не связано с изменением класса уже готовой битумной эмульсии, так это модифицирование введением в готовую эмульсию латекса для увеличения эластичности – пластичности, даже некоторые производители целенаправленно используют именно такой принцип производства латексных битумных эмульсий, так как при грамотном и качественном подборе состава рецепта он более чем оправдан и в силу специфики технологического оборудования по производству эмульсий способствует продлению долговечной качественной работы данного оборудования в силу отсутствия налипания латекса на внутренние частицы коллоидных мельниц.

5 Насколько эффективным является добавление в эмульсию адгезионных добавок для улучшения ее адгезии с каменным материалом?

В.В. Купреенко (ООО «КОРРУС-Техникс») – В каждом случае все индивидуально. Все зависит от химии камня, его чистоты, наличия пыли и качества битума, используемого при приготовлении эмульсии и технологии для которой будет применяться эмульсия. Как правило, в среднераспадающихся и медленнораспадающихся применение адгезионных добавок обязательно. Причем исходя и специфики той или технологии надо качественно подходить к вопросу подбора той или иной адгезионной добавки, этим и объясняется такое большое разнообразие поставляемых например нами присадок этого типа. Так например при работе эмульсии с преимущественно «кислыми» каменными материалами при выполнении ямочного ремонта струйно-инъекционным методом или шероховатой поверхностной обработки мы рекомендуем пользоваться добавками из нашей 100-й линейки, а именно STARDOPE 130P, а вот при работе эмульсии в составе смесей, неоднородных по составу инертных материалов, например литых эмульсионно-минеральных смесей, или при выполнении работ по укреплению оснований с применением ресайклера, мы преимущественно рекомендуем нашу 500-ю линейку (на основе кремне-органики), а именно STARDOPE 580, как наиболее универсальную и удобную к стандартному применнеию со стороны дорожников.


IMG_8814.JPG

6 Рекомендации по применению битумных эмульсий для устройства слоев износа из литых эмульсионно-минеральных смесей типа Сларри Сил и Микросюрфейсинг устанавливает ОДМ 218.3.013-2011. Какими нормативными документами регламентируется применение битумных эмульсий для устройства других слоев износа?

В.В. Купреенко (ООО «КОРРУС-Техникс») – Вопрос применения той или иной нормативной документации крайне интересен и по нашему мнению характеризуется двумя такими критериями, как необходимость и достаточность. Так необходимость диктуется проектной документацией, а вот достаточность исходит из тех задач, которые ставит перед собой исполнитель работ, его профессиональных навыков, морально этических норм и если хотите философского мировоззрения. И прежде чем говорить о слоях износа, нам кажется что нужно разобраться в терминологии. Слой износа - это верхний замыкающий слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий воздействие колес автомобильного транспорта и погодно-климатических факторов. Подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации. При отсутствии защитного слоя, верхний слой покрытия, выполняет функции слоя износа. В этом случае слой износа учитывается при расчете конструктивных слоёв дорожных одежд и его толщина должна быть уменьшена на величину максимально допустимой поперечной неровности по требованию действующих нормативных документов технического регулирования. И вот теперь можно определить, что вообще спектр слоев износа в зависимости от их вида довольно широк: Сларри Сил, Микросюр-фейсинг, Новачип, ЩМА, одиночная и двойная поверхностная обработка, и т.д. Что же касается непосредственно нормативной документации, то чтобы выполнять работы на высоком профессиональном уровне необходимо также изучать и принимать к сведению в повседневной практике опыт коллег из других стран и их нормативные документы, именно с этой целью наша ГК "КОРРУС-ТЕХ" и участвует в том числе и в международных некоммерческих профессиональных ассоциациях и является активным их членом, таких например как SITEB (Битум.Асфальт.Дороги) и др. Если же руководствоваться отечественной нормативной документацией, то вот лишь небольшой перечень документов и литературы, которым можно руководствоваться в области применения слоев износа и применения в частности битумных эмульсий для устройства этих слоев в классическом своем понимании, и он не является далеко исчерпывающим:
- ОДМ 218.3.082-2016 Методические рекомендации по назначению технологий и периодичности проведения работ по устройству слоев износа и защитных слоев дорожных покрытий.
- ОДМ 218.3.054 – 2015 «Методические рекомендации по устройству поверхностной обработки и тонких слоев износа с применением различных видов фиброволокон»
- ОДМ 218.8.009-2017 "Методические рекомендации по технологии обеспыливания автомобильных дорог с переходным типом покрытия с использованием битумной эмульсии"
- СТО НОСТРОЙ 2.25.48.3-2011 Часть 2. Устройство защитных слоев и слоев износа. Раздел 2. Устройство поверхностной обработки последовательным и синхронным распределением вяжущего и щебня.
- СТО НОСТРОЙ 2.25.48.4-2011 Часть 2. Устройство защитных слоев и слоев износа. Раздел 3. Устройство защитного слоя и слоя износа. Использование литой эмульсионно-минеральной смеси Слари Сил
- Пособие по устройству поверхностных обработок на автомобильных дорогах (к СНиП 3.06.03-85).
- ОДМ Методические рекомендации по устройству одиночной шероховатой поверхностной обработки техникой с синхронным распределением битума и щебня (распоряжение Росавтодора от 26.10.2001 № ОС-432-р).


Яндекс.Метрика